На Главную Страницу

«Игры Переходного Периода»

ТРИ ПРИГЛАШЕНИЯ НА ИГРУ

Татьяна Быченко

 

Приглашение 1. ТРИ МИФА О КУЛЬТУРЕ

 

Приглашение 2. ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЙ?

 

Приглашение 3. ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ?

 

 

 

Приглашение первое

ТРИ МИФА О КУЛЬТУРЕ

 

Существует не менее 300 определений понятия "культура". К ним можно было бы добавить еще одно. Это определение - продукт коллективного творчества масс.

Не претендуя на научность, оно, тем не менее, кое-что проясняет в нашей сегодняшней культурной ситуации.

 

l МИФ ПЕРВЫЙ. О ТОМ, ЧТО КУЛЬТУРА - ЭТО ПАМЯТНИК, К КОТОРОМУ МОЖНО

ПОЛОЖИТЬ ЦВЕТЫ

 

В старину у некоторых народов существовал такой обычай: если им встречался

человек "чересчур умный", с радикальными взглядами и смелыми идеями, ему немедля набрасывали веревку на шею и, со словами "Такому более приличествует служить Богу", отправляли в "мир иной". В этом была своя "житейская мудрость":

застраховать себя от возможных "авантюр со стороны" означало не что иное, как сохранить привычные устои жизни и собственное спокойствие.

 

Сейчас такие варварские методы уже не в моде. И имена лучших людей, попавших по нашему неразумению в "лучший мир", всплывают из. небытия и забвения. Приоткрываются страницы неизвестного Прошлого, в котором, как оказалось, не

все голая пустыня. Пережив рождение спасительных идей переустройства общественной системы, Россия повернулась к Культуре.

 

Здесь бы и разобраться в понятии, да посмотреть повнимательнее на саму культурную ситуацию, дабы уберечь себя от дальнейших разочарований! Ан нет, мы по-прежнему предпочитаем не задавать себе лишних вопросов. Не до того. H Конечно, можно заглянуть в Большую Советскую Энциклопедию или в учебник

философии. Но длинные увесистые определения в любом случае нам не помогут. Ибо с первого взгляда станет ясно, что в нашей жизни КУЛЬТУРА - это что-то другое. Например, культурные мероприятия и Дни культуры; Дворцы Культуры и культурные

учреждения; деятели и Заслуженные деятели; концерты и музеи с картинами; брошюры "Культура продавца" и т. д. Наконец, культура - это когда не наступают на ноги в трамвае и не хамят при каждом удобном случае.

 

Скептики скажут: культура - это то, что было когда-то, и чего нет сейчас. Люди, настроенные более оптимистически, давно встали под знамена Культурного Возрождения. Последних становится все больше, ибо других надежд уже не

осталось. H В обстановке всеобщего оживления и родилось новое, простое и понятное(как бы его ни затуманивали изящными и высокими фразами)

представление о том, что КУЛЬТУРА - ЭТО ГИГАНТСКИЙ ПАМЯТНИК. Поднятый из руин,

восстановленный, открытый заново.

 

У Возрождения появились собственные символы и "знаки отличия":

реставрированные старинные здания и подновленные храмы, переименованные улицы, церковная музыка в ЗАГСах и свадебные"тройки" вместо черных "Волг", картины

"под обои" в тесных квартирах. Как известно, что зримо - то истинно. И где найти более убедительные доказательства нашей работы по спасению Культуры?

 

Быть может, последним свидетельством этих грандиозных перемен окажется

Памятник Возрожденной Культуре, установленный на одной из городских площадей, - символ глубокой удовлетворенности и обретенного спокойствия.

 

А что же потомки? И им найдется утешение. Ибо здесь, у подножия Памятника, пышным цветом расцветет миф, который они вынуждены будут принять (ибо мы об этом уже позаботились), -

МИФ ВТОРОЙ. О ТОМ, ЧТО БОГАТ ЛИШЬ ТОТ, КТО ВЛАДЕЕТ СОКРОВИЩАМИ

 

Мы не любим задавать себе вопросы. Скромничаем. Ленимся. Не приучены.

Но вот желания запастись надежными гарантиями от этого нисколько не убавляется. На пороге официального юбилея - 1000-летия крещения Руси - мы ахнули: под пылью веков - целая бездна культурных ценностей! Традиции, имена и судьбы, шедевры, о которых мы и не подозревали.

 

И тут наступило прозрение: наша нищета и невежество - оттого, что мы не имели доступа к сокровищнице то, что имели, - попирали. КУЛЬТУРА - МУЗЕЙ, заставленный экспонатами, КУЛЬТУРА - ПАМЯТНИК, требующий поклонения, - вот что стало предметом вожделения миллионов. Нет, страсть к накопительству здесь ни при чем. За всем этим виделась фигура "обновленного" человека, - с чувством собственного достоинства, не униженного, высоконравственного и духовно богатого.

 

Как тут не вспомнить "Вавилонскую библиотеку" Борхеса! ... Библиотека - образ Вселенной и одновременно Культуры - хранит в себе множество чудесных тайн, зашифрованных в экзотических знаках и письменах. И вот уже четыреста лет толпы людей рыщут по шестигранникам и бесконечным галереям. Есть среди них Чистильщики и Инквизиторы, толкующие с библиотекарем о лестницах без ступеней и уничтожающие "лишние" книги. Есть паломники - Охранители. Есть и ищущие Книгу Книг (говорят, некто прочел ее и стал подобен Богу).

 

Герой-рассказчик тоже растратил годы в поисках этой Книги. Но-увы... "Пусть же существует небо, даже если мое место в аду", - говорит он напоследок. "Уверенность, что все уже написано, уничтожает нас или обращает в призраки. Я знаю места, где молодежь поклоняется книгам и с пылом язычников целует страницы, не умея прочесть при этом ни буквы... Возможно, страх и старость обманывают меня, но я думаю, что человеческий род - единственный - близок к угасанию, а Библиотека сохранится: освещенная, необитаемая, бесконечная, абсолютно неподвижная, наполненная драгоценными томами, бесполезная, нетленная, таинственная. "

 

Вряд ли нас устроила бы подобная перспектива! Культура-саркофаг, Культура-гробница... Кладбище роскошных вещей и тщетных человеческих усилий...

 

Но мы, видимо, более чем оптимисты, ибо-верим! Кто в справедливость (и зачастую это означает не что иное, как всем - поровну). Кто - в приобщение атеистов к религии, забывая при этом, что заповеди Христа - не моральный кодекс, который можно взять и выучить.

 

Мы шарахаемся от одной невероятной идеи к другой, пытаясь хоть что-то изменить, но вынуждены руководствоваться лишь одним соображением: НЕ СДЕЛАТЬ ЕЩЕ ХУЖЕ, ЧЕМ БЫЛО.

 

Можно, конечно, порадоваться за нас самих, - уже не Инквизиторы, но Охранители. Или - охранники?. . Как на фантастической планете Вестер, стражники в улыбающихся масках, с автоматами, разрисованными незабудками... Согласитесь, старинный племенной обычай избавляться от инакомыслящих был надежнее всех гарантий. И если мы, клеймя позором дикарей, по сей день уверены, что обладание сокровищами и есть свидетельство о собственной неископаемости, - на руках у нас лишь одна "охранная грамота":

МИФ ТРЕТИЙ. О ТОМ, ЧТО РАССТАВАТЬСЯ С МИФАМИ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ИХ ПРИОБРЕТАТЬ

 

Все верно. Кто из нас добровольно откажется от драгоценного МНЕНИЯ? да если, к тому же, оно на всех одно. Общественное. "Ибо принято максимальным большинством людей", как писал лет двести назад ла Рош Фуко, утверждая, что "всякая широко

распостраненная мысль, всякая общепринятая идея есть глупость".

 

Идея о Возрождении Культуры (как мы ее понимаем), кажется, придвинулась к этому пределу, ибо, овладев массами, она превратилась в "игру, которая играет игроками". И у этой игры есть одно уникальное свойство: втягивая в себя все больше людей, она создает иллюзию мощного движения, с обязательным общим выигрышем в конце. А выигрыш, по тому же общественному разумению, должен быть таков: КУЛЬТУРА = СЫТАЯ ЖИЗНЬ = ДОСТОИНСТВО ОБЩЕСТВА = ИСЧЕЗНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ОСТРЕЙШИХ ПРОБЛЕМ =... ряд можно продолжать до бесконечности, дописывая все новые названия благ и их вариации. Что ж, слова умеют играть нами не хуже, чем мы - в покер.

 

Можно ли "переиграть" эту странную и поистине жуткую игру? Но для этого ведь нужна ИГРА ДРУГАЯ! С иными правилами, по-иному построенная. ИГРА, в которой можно было бы увидеть и понять, наконец, что происходит, и что делать в той ситуации, когда, казалось бы, сделать вообще ничего невозможно.

 

Эта ИГРА-будет! Ее инициатор - КУЛЬТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "РОССИЯ-КАНАДА". Из истории "ДРУГИХ ИГР": Организационно-деятельностные игры (ОДИ) проводятся в СССР уже более 10 лет. В 1979г. Г. П. Щедровицкий, создатель ОДИ, провел свою первую игру. С тех пор состоялось более 100 Всесоюэных игр, в разных городах страны. О некоторых известно всем, - выборы директора "РАФа", ОДИ в "Артеке", Байкальская экспертиза... Одна из последних крупных игр - ОДИ по анализу зоны свободного предпринимательства, которую провел в Ленинграде Красноярский Комитет по ОДИ.

 

"ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ"-официальное название организаци- онно-деятельностной игры, которую Центр "РОССИЯ-КАНАДА" намерен провести в г. КРАСНОЯРСКЕ в июне этого года.

 

Из истории "рекордов" ДРУГИХ ИГР: Говорят, самый короткий "установочный доклад" (а он обычно длится несколько часов) был произнесен на ОДИ в одном из сибирских городов. Он состоял всего из двух фраз: "Рассказать, что такое ИГРА, невозможно. Поэтому... давайте играть!"

 

Об играх рассказывают "байки". Есть специфический игровой "фольклор". Возможно, когда-нибудь появится и собрание "Мифов об Играх".

 

ДЛЯ ЧЕГО ЭТА ИГРА? Организаторы утверждают: - невозможно строить Будущее, не понимая, что происходит в настоящем. Но без КУЛЬТУРЫ у России нет БУДУЩЕГО. евозможно возрождать РУССКУЮ КУЛЬТУРУ, не понимая, что это такое и как это понятие соотносится с тем, что мы имеем сейчас. - невозможно кризисную ситуацию перевести в управляемые процессы без специально организованного взаимодействия людей.

 

Наконец, ДЛЯ КОГО ЭТА ИГРА? Ответим, согласно обычаю, "байкой", хотя ей уже около... двух тысяч лет.

 

Однажды Платон, увидев, как Диоген моет себе овощи, сказал ему: "Если бы ты служил Дионисию, не пришлось бы тебе мыть овощи". На что Диоген ответил: "А если бы ты умел мыть себе овощи, не пришлось бы тебе служить Дионисию".

 

Приглашение 2 ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЙ?

В одном из своих рассказов американский фантаст Роберт Шекли преподал нам великолепный урок, суть которого проста: "рано или поздно все должно быть оплачено".

 

Мистер Коллинз оттого и попался на удочку акционерного общества "Утилизатор", что слишком хорошо был подготовлен к чуду. А чудом оказался жужжащий металлический ящик с одной-единственной кнопкой на боку. Будь на месте Коллинза наивный простак или тупица с плоским воображением, вряд ли ситуация получила столь блестящее продолжение. Но хитроумная машина из Будущего будто специально была предназначена для мистера Коллинза, который давно знал, чего надо хотеть от жизни. Одно нажатие красной кнопки, и - персональный райский уголок на лоне природы, загородный особняк с бассейном и английским парком; наконец, роскошный дворец в центральной части Американского континента, где есть все - от лакеев до Балетной труппы и павлинов!

 

Мог ли предвидеть Джо Коллинз, что за эту виртуозно осуществившуюся мечту придется рассчитываться наличными... Мраморные каменоломни и - Бессмертие, - вот какой оказалась плата за свалившийся невесть откуда Исполнитель Желанийх, кабы знать!.

 

Но мы с вами, как самый читающий в мире народ, знаем - и из книг, и даже из собственного опыта, - как дорого приходиться платить за чудесные иллюзии. За попытки решать сложные проБлемы простыми спосоБами. За безоглядную уверенность, что стоит лишь заХотеть, поднапрячь мышцы, поднажать плечом (и хорошо бы, чужим!)... Мы всегда готовы к чуду. И с драгоценным мистером Коллинзом, который уж столько лет - внутри нас, ой как не хотим расставаться. Ибо он все же - живое олицетворение тезиса "каждому по потребностям".

 

Нет, Шекли был несправедлив, обрекая своего героя на такой чудовищный конец (то бишь, бессмертие). В конце концов, разве виноват Джо Коллинз, что ему подсунули этот злосчастный Утилизатор? Вот вы, вы устояли бы?

 

ИСКУШЕНИЕ ГЛАСНОСТЬЮ

Если верить, что наша жизнь состоит из одних проблем, то в этом "мире проблем" события давно уже развиваются по законам рынка (или базара, что точней и понятней). Ибо всегда есть кому возопить и ткнуть пальцем: вот она, проблема, требующая безотлагательного решения! И всегда найдутся люди, которые с точностью до буквы выдадут всеобъемлющий пакет рекомендаций: надо ТО, надо ЭТО. Слава Богу, оторопь от объявленной свободы прошла. Но как компенсация за хмурое или безмятежное молчание, страну сотрясает многоголосное, непреклонное: НАДО! Где же тот, третий, чей голос сумеет прорваться сквозь площадный строй: "Надоело НАДО! Кому - НАДО? И кто должен воплощать НАДО в жизнь?" Да уймите же его, наконец, ибо и так ясно:

·  каждый из нас знает, что другой делает не то, что надо, и знает всегда, что должен делать тот, другой.

·  мы все озабочены чужими проблемами. мы готовы взять на себя

·  ответственность за все, что не касается нас самих.

·  мы твердо верим, что наши собственные проблемы обязаны решать правительство, партии, начальники, все прогрессивное человечество и т. д. , в зависимости от убеждений.

 

Опомнитесь, дорогие сограждане. Не надо криков, призывов и заклинаний. Время искушения гласностью еще не прошло. И Универсальных Решателей чужих проблем в нашей советской жизни куда больше, чем в любом фантастическом мире.

 

" - Ну, пошли. Первую тысячу лет трудно, а потом привыкнешь. Коллинз двинулся следом за Янгом, потом остановился. - Первую тысячу лет? Я столько не проживу! - Проживешь! - заверил его Янг. - Ты же получил бессмертие. Разве забыл? "

 

Бессмертие - это уже кое-что. А главное - задаром. И в наше время встречаются чудаки, которые хотят вечного пребывания на этой грешной земле. Но помните, чем заканчивается тот анекдот, где вступающего в ряды КПСС гражданина проверяют на соответствие идеалам и стойкость убеждений?

"- А жизнь, если прикажет партия, отдашь? - Отдам, конечно. Зачем мне нужна такая жизнь?”

 

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? H А жизнь, как говорил когда-то Пифагор, подобна игрищам. Иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть. Но тот же Пифагор утверждал, что принять заботу об отечестве чаще бывает полезнее, чем "вперяться умом в эфир".

 

Советы и напутствия древних, как мы убеждаемся, не устаревают. Точно так же, как подтверждаются опасения и сбываются прогнозы писателей - фантастов. И мы трубим тревогу и не снимаем с лица гримасу вселенской озабоченности, видя как уничтожается природа, гибнет культура, как разрастается ком проблем, с которыми мы не в состоянии справиться, ибо все наши усилия терпят крах. Похоже, и мы оказались в гигантской мраморной каменоломне, с единственным правом - на бесконечные и безуспешные попытки выбраться из нее.

 

Но выхода - нет! До тех пор, - пока мы надеемся открыть чужим ключом свою дверь. Нам не помогут ни Запад, ни космические пришельцы, ни миллиарды, упавшие с неба прямо к нашим ногам. Ибо мы в любом случае не будем знать, что с этим добром делать. - пока мы уБеждены, что для нового замка годится новый ключ. Проблемы давно переросли нас самих. И если на восстановление чернобыльской земли понадобятся десятилетия, то сколько времени необходимо для преодоления "культурного и нравственного Чернобыля"? Пока нами правит рассудок, пока мы готовы изменять все вокруг, но только не себя, перспектива всеобщего распада и гибели реальна.

 

Говорят, все тот же Пифагор настойчиво советовал, входя в свой дом, повторять: что я свершил? и в чем согрешил? и чего не исполнил? Он-то понимал: для того чтобы был порядок в доме, мало хорошо вытирать ноги о порог. Но если в нем все настолько кувырком, что и понять ничего нельзя, а экспериментировать наугад более чем опасно? Можно, правда, попробовать еще раз... Но не лучше ли сделать

 

СВОЙ ХОД В ИГРЕ?

 

Да, да, сначала - в ИГРЕ, где, может, и не совсем все так, как в жизни... Но если верить Профессионалам (не болельщикам на трибунах!), именно ИГРА дает шанс не шлепнуться в лужу при воплощении очередных гигантских проектов.

 

В ИГРЕ МОЖНО ВСЕ. Или почти все. Быть самим собой. Не бояться гнева министра. Забросить свой "официальный пиджак" в шкаф. Крикнуть во весь голос! (если найдется что). А главное - думать, не отвлекаясь на телефонные звонки, итальянские телесериалы и просьбы домочадцев сбегать за молоком. H В ИГРЕ можно увидеть и услышать тех, кто рядом. Помня напутствия мудрецов,

посмотреть, не делает ли правая рука нечто совсем иное, чем левая. Лишить себя удовольствия причитать впредь: "Не того хотел!" - после того, как дело сделано. Наконец, распроститься с незабвенным мистером Коллинзом, объявшим душу.

 

Из ИГРЫ выходят другими. Если не всесильными, то уже не беспомощными. H И если бы в ИГРЫ, которые называют ОРГАНИЗАЦИОННО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМИ, не играли уже больше десяти лет, у нас было бы куда больше шансов изобрести и "провести в жизнь" свою собственную, советскую эсхатологию!

 

Но есть то, ЧЕГО НЕЛЬЗЯ В ИГРЕ? Нельзя врать. Нельзя спрятаться за чужой спиной или переложить ответственность на чужие плечи. Не проходят ссылки на авторитеты и собственные оправдания. Но ведь это - "золотые правила" для самой жизни! Что же тогда - ИГРА? Приоткроем дверь... И увидим среди других - себя. Мы все здесь - те же и уже не те. Нет ни начальников ни подчиненных. Ни заранее правых или неправых. Мы работаем на равных. Мы обсуждаем проблемы невероятной сложности - ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. H Бессмысленно лезть в справочники и энциклопедии. (Не век же жить чужим умом!) Проблемы - наши! Решать их тоже нам. Пока не понятно ничего. И говорим будто на разных языках. (Что вообще есть "культура"? Русская? А что - сейчас? И мы - кто?) Сотни вопросов...

 

Но это - день первый. К тому же, его еще не было, как и самой ИГРЫ. H Мы лишь на минуту заглянули в ИЮНЬ 1991 года, когда культурно -экономический Центр "РОССИЯ - КАНАДА" будет проводить в гРАСНОЯРСКЕ организационно - деятельностную игру "ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ".

 

На что же рассчитывает Центр? До культуры ли до русской, до ИГРЫ ли, когда страна трещит по швам, а люди мечутся в поисках хлеба насущного? Но:

- если мы сегодня не поймем, что происходит с нашей культурой и с нами самими, завтра будет поздно;

- чтобы действовать, нужны реальные проекты и программы. если они созданы и проверены в игре, они реализуемы и в жизни;

- сегодня изменить ситуацию в одиночку невозможно, для Этого необходимы совместные усилия многих людей. в игре как раз и рождаются новые, мощные команды единомышленников... .

 

Наверняка найдутся люди (чей долг - уберечь ближнего от заблуждений), которые воскликнут: "Играйте - не играйте, все равно ничего не изменится! "И - все-таки будут ждать, когда кто-нибудь в 10 + что-нибудь да построит.

 

Будут и те, которые захотят, в свою очередь, избавить от заблуждений последних. Подобно тому, как это придумал Союз охраны граждан с акционерным обществом "Утилизатор" в почти нефантастическом рассказе Р. Шекли. Ведь "в цивилизованном мире всякой личности предоставлено право решать самой". К тому же, как тонко заметил Янг, протягивая мистеру Коллинзу кирку, "всегда найдется какой-нибудь идиот, которому нужен мраморный дворец". Добавим от себя: "задаром".

 

Приглашение 3 ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ?

 

Шутники весьма своеобразно расшифровали аббревиатуру ОДИ: Опиум Для Интеллектуалов. Между тем, ОДИ - это организационно - деятельностная игра. Однажды в одном республиканском министерстве решили: необходимо создать в республике свободную экономическую зону. А чтобы легче было создавать, заказали ОДИ. И вот за министерским столом состоялся разговор с методологом, приехавшим для переговоров. - Вы можете объяснить, зачем республике свободная экономическая зона? Может, без нее как раз лучше будет?- спросил методолог.

- Зачем?.. Трудный вопрос. Но мы знаем точно : без нее нам никак не обойтись!

(Случай, имевший место в жизни)

 

Страна, обезумевшая от потрясений, играет в Игры, - легальные и полулегальные, политические, экономические и ... оргдеятельностные. Последние, породив целое игровое движение, а вместе с ним и надежду на возрождение интеллекта в России, со стороны видятся не чем иным, как волшебным ключиком к заветной двери в Будущее.

 

ОДИ - "противоядие" от проблем? Или "посвящение в тайны мира сего", ведомые одним лишь Профессионалам? Не намекая ни на какие сравнения, поведаем читателю одну любопытную историю, которая вроде бы произошла совсем недавно в городе на Неве. Может, это и сказка. Доподлинно известно лишь, что в то самое время, в том же городе, Красноярский Комитет по ОДИ проводил большую Игру по созданию зоны свободного предпринимательства.

 

"Один советский управленец захотел создать в Ленинградском регионе свободную экономическую зону. Только ничего у него не получалось, как ни старался.

 

Закручинился он, призадумался. Три дня и три ночи думал, наконец, понял, что без знания основ ему не обойтись. Собрал он свои пожитки и отправился к Богу.

 

"О Боже, помоги мне разобраться в определениях! Объясни, неразумному, что такое "управление"?" "Хорошо",- ответил Бог. И через минуту оказался управленец совершенно в ином месте. Серое обшарпанное здание библиотеки с выбитыми стеклами. Ветер гуляет по коридорам, отвратительно скрипят двери на ржавых петлицах, по полу бегают крысы. Сам управленец, уже старый и седой, в черной профессорской шапочке, сидит за столом и дрожащими морщинистыми руками перелистывает страницы учебников и монографий по управлению.

 

 

Ужаснулся управленец такой картине и - бегом к Богу. "О Боже,

понял я: не в том дело, что я не знаю, что такое управление. Дело в том, что люди меня не слушаются! Сделай же так, чтоб слушались!" И в тот же миг очутился управленец на огромном пустыре (на месте бывшего Ленинграда). Что видит он? Деревянные бараки, вышки по углам. Люди в полосатых одеяниях снуют туда-сюда, а у каждого барака - охранники с автоматами наготове. Сам управленец шагает с пистолетом на боку, а все его глазами едят, приказов-распоряжений ждут.

 

"О Господи, кошмар-то какой!"- воскликнул наш герой (а был он человек интеллигентный). Заметался, за голову схватился,- к Богу примчался. "О Боже, понял я, глупый: не в том дело, чтоб люди меня слушались! Конфликты между людьми, - вот что мешает! Сделай, Господь мой ..." Не успел договорить - вновь оказался посреди огромного пустыря (что на месте бывшего Ленинграда). Только

ни бараков уже, ни вышек. Одни невысокие холмики, заросшие бурьяном, покосившиеся кресты на них, да кое-где железные оградки. А сам управленец уже и не управленец вовсе, а кладбищенский сторож...

 

Помутилось в глазах у него, упал он на колени, воздел руки к небу и из последних сил крикнул: "Господи всемогущий! Ну что же мне делать!" Осерчал, видно, Бог на сей раз, ибо взял увесистую дубину да по чем попадя и отколошматил несчастного. "Не задавай дурацких вопросов!"

 

Чем хороши сказки? Во-первых, тем, что не всегда сбываются. Но когда говорят, что в сказке всегда есть "доля правды", некоторые особо любознательные люди прилагают все усилия, чтобы как-нибудь побольше да поконкретнее узнать о той самой "доле".

 

Один великий итальянец, никогда не игравший в ОДИ, тем не менее, однажды заинтересовался Теорией Происхождения Вопросов. Хотите знать, что из этого вышло?

 

УДОБНО ЛИ СТОЯТЬ НА ГОЛОВЕ

- Почему у усов есть кошка?

- Почему у хвоста есть рыба?

- Почему почтовые марки не пьют пива? (Попробуйте-ка объяснить! То-то...)

 

 "Почемучка наизнанку" измучил всех взрослых своими вопросами, но так и не получил ни на один из них ответа. Вырос - и продолжал сочинять все новые вопросы. Записывал в тетрадку. Составлял списки. Когда у него уже выросла борода, он не стал ее подстригать. Вместо этого придумал еще один вопрос:

"Почему у бороды есть лицо?"

 

Случись подобное с кем-то из нас, - тут же попал бы под опеку психиатров. Но пока все как у людей, тревоги напрасны. H К тому же, никто из нас не задает вслух глупых вопросов. В нашем-то положении лучше вообще никаких не задавать (ну кому станет легче, если все будут ходить и спрашивать друг друга: "Почему нет радости в жизни?" или "Когда это, наконец, кончится?") H Гораздо полезнее иметь ответы, а не вопросы. Что делать. Чего не делать и

почему. И чтобы все было понятно и логично.

 

Кажется, на этом пути мы добились кое-каких успехов. Да, да, кое-что поняли. И знаем, что, например,

·  ЕСЛИ учителям повысить зарплату, они станут намного лучше учить детей;

·  ЕСЛИ цены на автобусные талоны повысить примерно в три раза, автобусы будут ходить чаще (разумеется, тоже в три раза);

·  ЕСЛИ увеличить до невозможного количество культурных мероприятий, а заодно и число культработников, культуры в обществе станет гораздо больше;

·  ЕСЛИ в любом советском городе создать столько же молодежных организаций, сколько в Гамбурге (и хорошо бы с такими же названиями!)... сами понимаете, чего только у нас не будет!

 

Да, но что же случилось потом с тем чудаком из сказки Джодари? А ничего. Так и умер, не найдя ответов на свои вопросы. Но когда ученые стали исследовать обстоятельства его жизни, обнаружили одну любопытную деталь: этот бедолага с детства привык надевать чулки наизнанку.

 

Так что когда говорят, что привычка - вторая натура, в этом что-то есть! Где-то в глубине души мы подозреваем, что и в наших рассуждениях логика хромает на обе ноги, но упрямо продолжаем твердить свое. Что-то вроде "чтоб не болела правая нога, надо почесать за левым ухом". Тоже привычка, с которой мы срослись. Известно ведь, что когда походишь неделю-другую в очках с инвертирующими призмами, в конце концов адаптируешься к опрокинутому вверх тормашками миру. А если сам мир долгое время объясняют, исходя из простейших соображений: как выгодно, как легче, как угодно Аллаху,- ничего другого (мнений, сомнений и пр.)

уже и быть не может! "Посмотри-ка на свои чулки, верно ли ты их надел?" - спрашивает автор в конце сказки. Ну вот еще! С нами такого быть не может! Для большей уверенности мы подходим к зеркалу ...и ... оказываемся...

 

ПО ТУ СТОРОНУ ЗЕРКАЛА Если идти прямо и прямо,- говорит Алиса из Страны Чудес,- обязательно куда-нибудь да придешь. Но помните,- сколько она ни пыталась взобраться на холм, ей никак не удавалось туда попасть, и каждый раз Алиса оказывалась на прежнем месте. Пока ей не пришло в голову пойти в противоположную сторону. Что удивительного - это ведь Зазеркалье! Здесь еще не такое случается... Только не надо думать, будто подобные вещи происходят исключительно в детских книжках. Мы с вами можем гордиться, ибо именно нам, как никому, удалось гениальную сказку Льюиса Кэррола сделать былью. Да какою! ...Хаос. Разруха. Кризис за кризисом. Дальше - все страшнее и страшнее (в оригинале: "все страньше и страньше"). Ничего не понять! Что-то вроде бы происходит и - не происходит. Все усилия - зря. Какой-то заколдованный круг... Разве что, по примеру Алисы, двинуться в противоположном направлении?

 

Погодите. Давайте остановимся. Не поверим в происки врагов земных или "опыты" пришельцев из параллельного мира. Столько лет откровенного вранья никому не проходят даром. Когда вещи называются не своими именами, на все есть готовые ответы, а душа жаждет приказного тона, сдвиг на шкале сознания неизбежен. H И

если существуют параллельные миры, то они - внутри нас. Автономные, неподвластные один другому. В одном из них - слова, мысли, в другом - действия и поступки. Искаженные зеркала, смотрящиеся друг в друга. Стоит ли удивляться нашему бессилию, если мы поистине не ведаем, что творим? А то что происходит, предстает в сознании в нелепом, деформированном виде. Надо

ли приводить примеры? Они - вся история наших глобальных провалов и разных масштабов катастроф.

 

Куда же идти, дабы не возвращаться снова и снова "на круги своя"?

 

"ЧТО ОСТАЕТСЯ ОТ СКАЗКИ ПОТОМ ...?"

 

Очарование? Смешок? Тупое отчаяние? Или желание стоять до конца за собственную правду? В любом случае, эмоции для нас не выход. Скорее, надежное прикрытие для праздного ума, давно уже обустроившего в своей скорлупке тихий и уютный мирок, с золотыми правилами для существования: не слышать никого; стоять на своем, чего бы это ни стоило; не напрягать мозги, и в случае чего повторять про себя заветную фразу "я у себя один" (разумеется, со своим портфелем, окладом и голосом на профсоюзном собрании). Попробуйте-ка отказаться от всего этого! Страшно? Не хочется? Так-то... Помните сказку про советского управленца?

Искатели "доли правды" без труда извлекут из нее очень простую мораль: что дубинка и есть самый надежный способ заставить человека думать своей головой. И - начнут изготавливать сие универсальное "орудие мысли" ... друг для друга, согласно традиции российской и опыту. Между тем, есть иное, проверенное десятилетней практикой средство решать проблемы без кровопролития, революционных лозунгов и взаимных обвинений (зато - ценой умственного напряжения). Это - ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ИГРЫ.

 

Да, ОДИ сегодня популярны не меньше, чем дебаты и игры политиков. Но коль о первых информации куда меньше,- "земля слухами полнится". Одни считают ОДИ интеллектуальной забавой, отдушиной для эпатирующего интеллигентского сознания, другие предают анафеме тех, кто в тяжелый для Отечества час "играет", вместо того чтобы ответить прямо (и желательно на страницах центральной прессы): как спасти Россию. Но Игра - не написание Манифеста, не психотренинг для расшатанных нервов и даже не курсы повышения квалификации. H Игра уникальна (и уникальна каждая Игра!), ибо в ней происходит тото невозможно в обыденной жизни. А в жизни невозможно "выпрыгнуть" из себя (тем паче из "внутри-Зазеркалья"), невозможно решать нерешаемые проблемы и вообще делать то, чего еще не делал никто. Классический пример в истории ОДИ - Белоярская АЭС, которая чудом (нет, благодаря Игре!) не стала для нас еще одним Чернобылем. АЭС выработала свой ресурс, но, по проекту, не могла быть остановлена. Ученые-специалисты, отчаявшиеся найти хоть какой-то выход, пророчили катастрофу. Решение было найдено... в ходе ОДИ. А наше не до конца погибшее народное образование, экологические проекты, не зацикленные на традиционном природоохранительстве?

 

Быть может, это выглядит менее впечатляюще, но только потому, что медленный распад всегда кажется менее страшным, чем мгновенная смерть. Очевидно, в нашем обществе еще долго не утихнут споры: что спасать в первую очередь, что во вторую. Куда бросать все силы, вкладывать средства, направлять умы. Будто стоит зацепиться за главное - и все пойдет как по маслу.

 

Культурно-экономический Центр "РОССИЯ-КАНАДА", затевая большую международную ИГРУ "ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ", кажется, ставит себя под удар. Русская культура в этом мире хаоса? Где логика? И что может произойти в Игре, если проблемами культуры и так занимаются на всех уровнях - от министра до сельских библиотекарей? (как умеют, как получается,- вкупе и сотворяя знаменитый "королевский крокет", после которого только и остается, что "рубить головы"). H ИГРА - всегда вызов. Обстоятельствам, с которыми не справиться. Пирамидам властей и нагромождениям начальственных кресел. Бессилию и неумелости. Но в первую очередь, это вызов той "житейской", привычной логике, что заставляет людей бесконечно повторять свои ошибки, но так ничему и не научаться. H Игра по проблемам русской культуры и будет попыткой вырваться из этого порочного круга. Есть надежда, что интеллектуальный прорыв произойдет. А значит, появятся реальные проекты, отличные от существующих "по восстановлению того, что еще восстановимо", "по спасению того, что спасти еще можно" и ведущих в непредсказуемое, но обязательно светлое Завтра. Появятся люди, способные осуществлять собственные, а не чужие проекты, ниспосланные то ли Богом, то ли всеведущим начальством, то ли мнением народного большинства. Есть надежда, что безудержное экспериментирование, прикрывающее слепоту и невежество, растерянность и страх, не станет нормой нашей жизни, тем вечно живым культурным достоянием, которое впредь не потребуется ни спасать, ни возрождать, ибо - неумираемо.

 

Все сказки! - отмахнется уже ни во что не верящий читатель. Подойдите-ка к зеркалу! Страшно? Так-то...

 

Hosted by uCoz