ИЗБРАННЫЕ
ИГРЫ И НЕКОТОРЫЕ ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ
(Звездочкой
* отмечены игры под непосредственным руководством А.Н.Горбаня)
1*
Название игры - “Полипредметный диалог на стыке наук”, научная игра
Место
и время проведения – Красноярск, 1986, март, 5 дней
Участники
- молодые научные работники институтов Академии наук: биофизики, биологи,
физики, математики, биотехнологи.
Проблемы
- проблема понимания в межпредметном диалоге
Организационные
результаты - нет
Интеллектуальные
результаты - отработаны принципы межпредметного диалога (основной результат);
построен новый класс динамических моделей клеточного цикла прокариот (побочный
результат).
2
Название игры - “Профсоюзы в условиях перестройки”, социально -
политическая игра.
Место
и время проведения – Саукрсты, Латвия, 1988, январь, 7 дней
Участники
- работники и руководители Латвийского республиканского совета профсоюзов.
Проблемы
–
1
Поиск социальной базы в новых условиях.
2
Работа профсоюзов в условиях возникающего правового государства
Организационные
результаты - структурная реорганизация Латвийского республиканского совета
профсоюзов в том числе - демократизация и сокращение бюрократического аппарата.
Интеллектуальные
результаты - разработана программа структурной реорганизации профсоюзов и новые
принципы представительства.
3
Название игры - “Становление независимого профсоюзного движения в СССР”,
политическая игра.
Место
и время проведения - Рига 1988 май 5 дней
Участники
- Представители и руководители неформальных и неофициальных групп рабочего движения
Проблемы
–
1
Стратегия неофициального рабочего движения
2
Соорганизация различных групп
Организационные
результаты - налаживание устойчивых связей между группами.
Интеллектуальные
результаты - установление принципов неофициального рабочего движения в СССР.
4
Название игры - “Научно-технический проект по замкнутым зкологическим
системам”, научно-проектная игра
Место
и время проведения – Красноярск, 1987, март, 6 дней
Участники
– исследователи, инженеры, руководители из научных организаций Сибирского отделения
Академии Наук СССР
Проблемы
–
1
Переход в практике исследований от отдельных задач к разработке крупных
проектов; проблема выбора проекта наилучшего для развития науки.
2
Передача исследовательской программы от старого поколения ученых новому поколению
при отсутствии прямых связей “учитель-ученик”.
Организационные
результаты - создан молодежный коллектив связавший
свою жизнь с проблемой замкнутых экологических систем; на его основе в
Красноярске создан Международный центр замкнутых экологических систем. Этот
центр работает в тесном контакте с Американским проектом “Биосфера-2”.
Интеллектуальные
результаты - построена рабочая модель процесса проектирования для развития
науки. Создана технология для формирования мотивов при передаче
исследовательских программ.
5*
Название игры - “Выборы Совета трудового коллектива”
Игра
захватывала три сферы - экономическую политическую социальную
Место
и время проведения – Омск, 1989, ноябрь, 7 дней
Участники
- директор и администрация крупного завода, представители заводской профсоюзной
организации, работники завода
Проблемы
- демократическое участие рабочих в управлении крупным производством в условиях
конверсии.
Организационные
результаты - выбран СТК (орган демократического представительства), разрешены наиболее
острые конфликты, создана организационная форма постоянного взаимодействия
администрации и рабочих для разрешения конфликтов.
Интеллектуальные
результаты - построена рабочая модель внедрения демократического процесса в
профессиональные структуры.
6*
Название игры - “Коммунистическая партия в условиях развивающегося
производства”, политико-экономическая игра
Место
и время проведения - Красноярск 1990, январь, 4 дня
Участники
- руководители партийной организации крупного завода начальники цехов и отделов
бригадиры.
Проблемы
- последствия демонтажа партийных структур на производстве.
Организационные
результаты - демонтаж партийных структур на производстве, деполитизация
производственных структур
Интеллектуальные
результаты - описана специфическая неполитическая роль партийных организаций
КПСС в организации управления производством и осознана необходимость исполнения
этой роли другим субъектом в условиях распада КПСС
7
Название игры – “Проблема реорганизации военного производства в условиях
Конверсии” - организационно-управленческая игра
Место
и время проведения – Омск, апрель 1990, 7 дней
Участники
- администрация завода, руководители служб отделов, начальники цехов,
представители рабочих
Проблемы
- соответствие организационных изменений процессам производства
Организационные
результаты - включение в существующую организационную структуру рыночных
подразделений;
Отработка
процедур взаимодействия элементов организации разнородных по своим целям
Интеллектуальные
результаты - зафиксирована неспособность руководства к
гибкому реагированию на быстрое изменение внешней ситуации понят
механизм отторжения научных рекомендаций по организации управления
8*
Название игры - “Проблемы формирования свободной экономической зоны
Ленинградского региона”
Место
и время проведения - Ленинград 1990 сентябрь 10 дней
Участники
- депутаты Ленинградского городского совета, представители промышленных
предприятий, представители деловых кругов, офицеры Советской армии
представители
правоохранительных органов, службы безопасности и таможенной службы, научные
работники, представители некоторых других регионов СССР (Тюмень Дальний
Восток).
Проблемы
–
1
Развитие предпринимательской деятельности в отсутствие традиций
предпринимательства
2
Способы взаимодействия субъектов рынка в условиях кризиса системы власти и при
отсутствии правовых гарантий
3
Включение в рыночные отношения крупных государственных промышленных
предприятий
4
Политическая защита экономических интересов и пределы полномочий новых властных
структур
Организационные
результаты - Сформирован “Балтийский клуб”. Клуб обеспечивает взаимодействие
различных групп предпринимателей между собой с органами власти и наукой. Клуб
сформировал общественное движение “Форум в поддержку предпринимательства”. В
феврале 1992 года клуб проводит съезд предпринимателей России.
Интеллектуальные
результаты - На основе моделирования социальных процессов во время игры
сформулирован прогноз развития общественной ситуации. Описаны механизмы власти
и способы управления в неправовом государстве.
9*
Название игры - “Критические ситуации при переходе к рынку”
Место
и время проведения – Красноярск, 1990, декабрь, 4 дня.
Участники
- директора заводов, представители банков и органов муниципальной власти.
Проблемы
- взаимодействие предпринимательских структур с крупными промышленными
предприятиями государственного сектора в индустриальном районе города.
Организационные
результаты - Создано совместное предприятие между
государственными
предприятиями и предпринимательским сектором. Создан “Клуб директоров” для
поддержания устойчивого сотрудничества.
Интеллектуальные
результаты - разработана муниципальная программа привлечения бизнеса к решению
социальных проблем
10
Название игры - “Организация научной работы на психолого-педагогическом
факультете Красноярского университета”
Место
и время проведения – Красноярск, 1991, март, 5 дней
Участники
- Преподаватели сотрудники и студенты психолого-
педагогического факультета
Проблемы
- научное оформление опыта педагогических инноваций
Организационные
результаты - формирование научно-исследовательских групп
Интеллектуальные
результаты - разработана система селекции научных замыслов молодежи
11*
Название игры - “Проблемы русской культуры”
Место
и время проведения – Красноярск, 1991, июнь, 10 дней
Участники
– филологи, философы, деятели культуры, педагоги, бизнесмены в области
культуры, психологи, историки, социологи, представители общественных
религиозных движений, русские мистики.
Проблемы
1
Накопление и оформление опыта в русской культуре
2
Эффективность системы культуры
Организационные
результаты - нет
Интеллектуальные
результаты - Обнаружены некоторые механизмы уничтожения символов русской
культуры препятствующих освоению эффективных способов деятельности. Оформлены и соотнесены между собой точки
зрения различных групп интеллектуалов на проблему возрождения Русской культуры
12*
Название игры - “Торговый дом программ” (по проекту “Государственный
комитет по науке и технике - фирма IBM”)
Место
и время проведения - Абрау-Дюрсо 1991, сентябрь, 6 дней
Участники
- представители фирм-производителей программ, коммерсанты в сфере Software.
Проблемы
- организация рынка программ при отсутствии правовых и культурных норм в сфере
интеллектуальной собственности.
Организационные
результаты –
1 Подписан
протокол о создании торгового дома программ в СССР
2
Разработаны принципы его организации
Интеллектуальные
результаты - разработан проект сети предприятий для производства и сбыта
программного продукта а также для обслуживания
потребителей и производителей программного продукта
13
Название игры - “Проектирование работы факультета социального работника”
Место
и время проведения – Красноярск, 1991, декабрь, 3 дня
Участники
- педагоги научные работники
Проблемы
- Систематизация и взаимное согласование научной и педагогической работы
Организационные
результаты –
1
Разработана учебная программа факультета
2
Определена и организована группа преподавателей для работы на факультете
Интеллектуальные
результаты - Разработана новая полипредметная область на стыке права психологии
социологии и теории управления
14*
Название игры - “Профессиональные союзы в процессе приватизации крупного
государственного предприятия”
Место
и время проведения – Красноярск, 1992, январь, 3 дня
Участники
- работники аппарата профессионального союза на предприятии
Проблемы
- Использование профессионального союза в процессе приватизации
Организационные
результаты - Внедрена процедура распространения акций на предприятии
Интеллектуальные
результаты - Смоделированы последствия приватизации крупных
государственных
предприятий
Примечание.
В процессе игры многие виды интеллектуальной работы выполняются не членами
исследовательской группы, а другими участниками игры.
За
счет этого игры позволяют аккумулировать опыт большого числа людей. Специфическая
работа группы состоит в обеспечении процессов коммуникации понимания и принятия
решений а также в накоплении опыта.
Обработка
и теоретическое оформление опыта производится членами исследовательской группы после игр.
Эта работа производится в предметных областях – психологии, правоведения,
социологии, организации управления и завершается в межпредметном
диалоге. Полученный опыт трансформируется в технологии, применяемые в
последующих играх. Этот опыт может быть
полезен и за пределами игровой практики в частности для организации эффективной
коммуникации в бизнесе, политике, образовании, науке.