На Главную Страницу

«Игры Переходного Периода»

 

ОРГАНИЗАЦИОННО ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА КАК НОВЫЙ СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ

 

К.Г.Помренин

 

Организационно-деятельностная игра (ОДИ) представляет собой сочетание трех

специально организованных процессов:

1) представление, т.е. распознавание и наглядное показывание того, как субъект видит и понимает ту или иную проблему или ситуацию;

2) действие, т.е. заявление своей позиции и отношение к другим позициям в виде прописывания требований и предложений, обращенных к другому, а также взятие на себя обязательств в соответствии с позицией;

3) открытие, т.е. появление нового знания, видения ситуации или нового способа действий за счет постоянного творчества в процессе работы.

 

Такая концентрация и разноплановость достигается за счет двух средств:

1) интенсивность работы;

2) специальное ее обеспечение.

 

ОДИ - много- (пяти-, семи-, десяти-) дневная процедура при десяти-, две- надцатичасовом рабочем дне. В этой работе существуют две процедуры: работа по группам и общегрупповая работа. Тематизмы работ являются общими для всех групп, а группы различаются позициями (углом зрения, задаваемым специальностью их членов или их местом в рабочей структуре).

 

Работа в группе оформляется в виде докладов, которые выносятся на общее собрание групп, где подвергаются критике с разных позиций. Результаты критики являются предметом дальнейшей работы в группах. Такой режим работы требует предельной концентрации от его участников. Постоянная готовность (концентрированность на работе) приводит к интенсивности самой работы.

 

Специальное обеспечение работы средствами прикладной методологии и специально-предметными средствами (психология, правоведение, социология, оргуправление) осуществляется нетрадиционным путем. Традиционный путь применения интеллектуальных средств на практике в нашей стране осуществляется по следующей схеме:

1) научные работники, работающие в академических структурах (НИИ, университетах, спецлабораториях и т.п.) разрабатывают заказанную им концепцию (идеальную схему функционирования реальных объектов) и передают ее руководителям производственных (в широком смысле слова) структур;

2) руководители ставят перед подчиненными задачи, которые те обязаны выполнить, достигнув каких-то конкретных производственных нормативов;

3) подчиненные (реальные исполнители) выполняют работы, руководствуясь заданными им сверху или уже существующими до них нормативами работ.

 

Такой путь взаимодействия “теории” и практики” приводит к формальным результатам и неблагоприятным социальным последствиям работ (ненужность продукта, непонимание процесса и цели деятельности). Причинами такого положения дел являются:

1) безличный характер работы: тот кто выполняет работу, действует как узкий специалист, а не как лицо, заинтересованное в конечных результатах труда материально и морально;

2) при переходах от науки к руководству и от руководства к исполнению теряется понимание замысла (передаются лишь схемы и приказы, а не сама идея: что надо делать и что это нам даст).

 

ОДИ поможет избежать вышеназванных недостатков за счет следующих приемов:

1) фиксация ситуации, сложившейся во время совместной работы, в языках и терминах, понятных всем участникам совместной работы; эту задачу удается решить за счет полипредметного анализа ситуации в предметностях психологии, права, социологии и оргуправления; анализ по ходу работы участников ОДИ и встраивается в работу как обеспечивающий ее фактор; кроме того, в процессе работы постоянно производится ее методологический анализ, переносящий внимание с предмета работы на способ ее проведения (с того, что мы обсуждаем и планируем, на то, как мы это делаем, можем ли мы, делая это так, а не иначе, получить устраивающий нас результат);

2) присвоение ситуации за счет специального оформления естественно возникающих конфликтов между субъектами, занимающими разные специальные позиции (научные, производственные, служебные); данный прием необходим для неформального подхода к задачам, который только и может обеспечить личное восприятие коллективной работы, т.е. позволяет формировать из участников ОДИ команду, продолжающую совместную работу по окончании игры; обеспечивается присвоение ситуации за счет предельно четкого оформления специальными методологическими средствами (например, схемой взаимодействия позиционеров) критики и позиции критикующего тот или иной продукт работы;

3) специализация участников в новой для них области - в проектировании и реализации нововведений; в процессе ОДИ в форме ситуативных (по ситуации работы) и методологических (специально организованных) консультаций производится демонстрация методологических и специальнопредметных методов работы с социальными объектами, независимо от тех структур, в которые они включены (производство, политика, государственная служба, общественные структуры и т.д.); данные методы при их обсуждении делают субъекта, владеющего ими, специалистом в двух планах: в плане основной специальности и в плане профессионала по нововведениям (их проектированию и реализации), которые осуществляются непосредственно на рабочем месте с учетом социального окружения.

 

Рабочая группа под руководством А.Н.Горбаня с 1988 по 1991 год провела ряд ОДИ. Вот некоторые из них.

 

ОДИ “Омск-1”. Игра проводилась на одном из крупных машиностроительных заводов в гмске. Тема игры - выборы СТК завода. Выборы проводились на фоне конверсии завода, снижения госзаказа, освоения новых видов продукции, конфликтов внутри администрации, внутри трудового коллектива и между ними. Результатом игры можно считать уход от конфликта типа “мы - они” и выработку норм партнерства разных групп на заводе в рамках СТК.

 

ОДИ “Ленинград”. Тема проводившейся в Ленинграде игры - проектирование в Ленинградском регионе зоны свободного предпринимательства. Участники игры: депутаты Ленсовета и другие представители органов власти, крупные руководители, представители делового мира, правоохранительных органов, академической науки и т.д. Результат игры - отказ от зоны как способа получения выгоды за счет привилегий “выбитых” у центральной власти, а также проектирование бизнесклуба как формы взаимодействия разных позиционеров для выработки хозяйствования в Ленинградском регионе.

 

ОДИ “Кировский район”. Игра была заказана исполкомом Кировского района г. Красноярска специально для отработки взаимодействия с крупными государственными предприятиями района в новых хозяйственных условиях. Результат игры - разработка конкретных совместных коммерческих проектов, которые позволяют предприятиям и исполкому получать средства для решения социальных проблем на предприятиях и в районе.

 

ОДИ “Проблемы русской культуры”. Заказчики игры - русская диаспора в Канаде (через культурно-экономический центр “Россия-Канада”) и Русский национальный банк. Цель игры - анализ живых традиций русской культуры с точки зрения их взаимодействия с мировой культурой, а также их эффективность в решении конкретных задач образования. Участники игры: представители науки, педагогических сообществ, коммерсанты, люди, являющиеся носителями православия как культурной традиции т.д. Результатом игры можно считать переход от деклараций (прославлений культуры) к анализу своей работы и конкретным проектам (например, новый проект дошкольного воспитания или проект взаимодействия православия с другими формами духовной культуры).

 

ОДИ “Торгово-программный дом СССР”. Инициаторы игры - ряд западных фирм, торгующих программной продукцией и выч. техникой в СССР (заказ получен через их консультантов в СССР - ООО “Инвестиционные программы”). Цель игры - анализ ситуации с торговлей программным продуктом в СССР и черновое проектирование программного дома в СССР. Участники игры - представители организаций, торгующих программным продуктом. Результат игры - выделение условий нормальной торговли программным продуктом (обеспечение права собственности, оказание системы сопутствующих услуг, единая информационная сеть и т.д.), а также формирование уже в игре экономического способа взаимодействия разных предприятий, который способен сформировать в результате дом программ в СССР.

 

Hosted by uCoz