На Главную Страницу

«Игры Переходного Периода»

 

 

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ОТЧЕТ

“ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ДОМА В СССР”

(По результатам совещания в Абрау-Дюрсо в сентябре 1991г.)

 

К.Г.Помренин

 

1. Введение

 

Целью этого текста является освещение тех, моментов, обязательных для учета в процессе проектирования программного дома в СССР, которые:

-либо специфичны для нашей страны в настоящее время;

-либо специфичны для программного продукта;

-и, кроме того, эта специфика взята в аспекте экономики и права как областей знания, которые, с точки зрения автора текста, способны в большей степени уловить и ситуацию в стране, и особенности программого продукта.

 

Текст представляет из себя логическую реконструкцию и анализ семинара- совещания, проходившего в Абрау-Дюрсо в сентябре 1991г. Участниками семинара являлись представители новых коммерческих структур (в основном, малых предприятий), в той или иной мере склонные к торговле программным продуктом или производными от него услугами.

 

Совещание имело целью анализ ситуации в сфере торговли программным продуктом и “черновое” (предварительное) проектирование программного дома. Результатом его являются разнообразные по содержанию и оформлению разработки, которые хотя и не составляют единую концепцию программного дома, но все же объединены общими темами работы:

1) процессы в сфере торговли программным продуктом;

2) субъекты программного дома и их статусы;

3) структура программного дома.

 

Недостатком (впрочем, вполне оправданным) данного совещания является некий коллапс (“склеивание”) позиций разработчиков проектов программного дома в СССР.

 

В данном отчете автор попытается представить свою точку зрения на реальные позиции разработчиков и осветить ту из них, которая наиболее близка точке зрения экономиста и правоведа.

 

2. Стратегии построения программного дома и соответствующие им позиции

 

В основе выделения стратегий строителей (проектировщиков) программного дома автором текста лежит гипотеза об универсальности стратегий во всех сферах деятельности в нашем обществе.

 

Источником данной гипотезы является опыт совместной работы (в качестве консультанта) с многочисленными проектировщиками изменения своей деятельности в изменяющихся условиях (с коллективами крупных предприятий, с органами власти, с коммерческими структурами).

 

Эта универсальность двоякого рода. С одной стороны, универсальны условия деятельности разных субъектов (развал плановой экономики, резкое изменение ресурса, увеличение свободы действий). А с другой - резкое изменение внешнего плана позволяет увидеть “в чистоте” ориентации субъектов, идущие уже не от внешних условий, а от их видения мира и результатов своей работы.

 

На наш взгляд таких типов деятелей (субъектов) три. Назовем их: организатор, коммерсант и предприниматель. Вот описание их стратегий.

 

Стратегия организатора определяется его сверхцелью - стабильностью (неизменностью) своей деятельности, а также средствами ее достижения, то есть освоением нового содержания старыми организационными средствами. Организатор заинтересован в неизменности окружающего его мира. Идеология организатора это - порядок, определенность, самодостаточность. Основной организационный прием - изменение “вывески” организации при сохранении ее сущности. Например, вместо государственного предприятия может возникнуть крупное частное объединение - монополист, воспроизводящее все те же продукты и отношения.

 

Стратегия коммерсанта состоит в постоянном поиске конъюнктуры. Коммерсант заинтересован в получении прибыли “здесь и теперь” (немедленно) без специальных затрат. Он так же безразличен к содежанию деятельности, как и организатор. Однако его интерес к любому делу определяется возможностью иметь с него дивиденды, а не возможностью овладеть им организациоными средствами. Главный ресурс коммерсанта - свобода. Его задача - не завязнуть в деле, после того как “с него сняты сливки” (получен доход, не требующий изменения содержания деятельности). Коммерсанту все равно, чем заниматься. Например, торговля программным продуктом может быть выгодна какое-то время, а затем полученный доход можно вложить в торговлю товарами народного потребления.

 

Стратегия предпринимателя определяется его заинтересованностью в продукте. Он - производитель, владелец содержания деятельности. Отличительная черта предпринимателя - наличие в его работе технологии, системы действий и средств, обеспечивающих устойчивость во внешней среде. Организация и коммерция - элементы стратегии предпринимателя в той мере, в какой они обеспечивают производство (включая сбыт продукта).

 

Из вышесказанного следует, что предметом нашего (экономического и правоведческого) интереса может быть лишь позиция предпринимателя, т.к. по сути он единственный является лицом, заинтересованным в производстве программного продукта и нуждающимся в защите этого производства всерьез и надолго. Две другие позиции нейтральны к данной деятельности в стратегическом плане. Экономический и правовой анализ для них лишь средства. Например, организатор может использовать данный анализ для создания крупной организационной структуры, а коммерсант - для получения дотаций.

 

Анализ предпринимательской стратегии в сфере производства (включая сбыт) программного продукта и анализ стратегии проектирования Программного Дома как средства правового обеспечения этого производства будут проделаны далее по следующей схеме:

1) анализ программного продукта;

2) проектирование технологии его производства (включая сбыт);

3) правовые гарантии деятельности предпринимателя, производящего программный продукт.

 

Анализ программного продукта

 

Здесь программы будут рассматриваться как продукт, т.е. с точки зрения потребления. Сразу отметим, что потребление программного продукта двояко. С одной стороны, программы потребляются производством в широком смысле слова (индустрией науки, промышленностью, системой управления, транспортом и т.д.), а с другой - программы удовлетворяют чисто интеллектуальные потребности профессионалов, “общающихся с компьютером”.

 

Нас будет интересовать только первый аспект, поскольку только он, по оценкам экспертов, собравшихся в Абрау-Дюрсо, является стратегическим аспектом для предпринимателя. Мировой опыт потребления программного продукта показывает, что программа потребляется в комплексе предметов и услуг (сами программы, соответствующая им техника, квалифицированные кадры, способные работать с программами, в целом инфраструктура, обслуживающая пользователя программного продукта всем необходимым). Важным условием продажи программного продукта является информация о нем, ее доступность и полнота. Грубо говоря, продукт существует юридически не столько как товар, сколько как система всяческих услуг, обеспечивающих функционирование программы в системе заказчика.

 

Большую роль в организации системы услуг играют маркетинг и лизинг, позволяя учитывать разнообразные процессы в сфере бизнеса и оперативно реагировать на них.

 

Правовая система пользования программным продуктом покоится прежде всего не на законах и санкциях. Она основывается на силе авторитета крупных производителей программного продукта и всей инфраструктуре, обеспечивающей его функционирование, которая в лице многих субъектов является настоящим его собственником. Программа принадлежит тому, кто ее создал, но продуктом становится, принадлежа всем, кто обеспечил ее потребление в системе производства в широком смысле слова.

 

Именно включенность в систему производства гарантирует право собственности на программный продукт. Вор может иметь программу, но заведомо не имеет ни системы услуг, ей сопутствующей, ни работающей на него индустрии программного продукта.

 

Системы производства программного продукта в нашей стране не существует, то есть:

1) производство в СССР приучено потреблять не программный продукт, а разовые услуги организаций, владеющих программами (например, расчеты разных технологических процессов);

2) отсутствует технология доведения отечественных программ до постоянного потребления в системе производства;

3) западный программный продукт не расчитан на систему производства в СССР;

4) три вышеперечисленных фактора приводят к практически полному отсутствию права собственности на программы в СССР.

 

Проектирование технологии производства (включая сбыт) программного продукта в СССР

 

Наиболее приемлемый прожект технологии производства программного продукта в СССР с точки зрения экспертов, собравшихся в Абрау-Дюрсо, выглядит следующим образом.

 

1. Советский предприниматель встраивается в процесс ассимиляции советского рынка западным программным продуктом. Он обеспечивает такие изменения его потребительной стоимости, которые позволяют сбывать его в СССР лучше, чем это происходило раньше, превращая “доработку” продукта до советского рынка и “доработку” рынка до импортного продукта. Одновременно (или с некоторым временным запаздыванием) появляется возможность через сформированную технологию (инфраструктуру, осуществляющую сбыт программного продукта) осуществлять сбыт отечественного продукта в СССР и на Запад совсем в других масштабах.

 

2. Сама технология сбыта западного (и иного) программного продукта в СССР выглядит как кооперация ныне существующих мелких торговых фирм не на организационной основе, а для осуществления политики маркетинга и лизинга, ведущей к большему сбыту программного продукта. Каждое из мелких предприятий хранит и предоставляет информацию, а также оказывает услуги другому предприятию. Во многих точках страны появляются фирмы (центры), которые никому не подчинены, но каждая из которых в силу своей связи с другими фирмами увеличивает возможность оказания услуг потребителю. Возможна кооперация не только услуг, прямо связанных с программным продуктом, но и сервиса, транспорта и других дополнительных услуг, косвенно увеличивающих потребительную стоимость программного продукта. Такая кооперация, именуемая экспертами “сеть”, позволит экономическим способом формировать рынок программного продукта в СССР, составляя суть технологий его производства (включая сбыт).

 

Правовые гарантии деятельности предпринимателя, производящего программный продукт

 

Они могут быть разнообразны, но базируются на идее единства “сети”. Вот их возможные основные виды:

 

1) Вырабатываются единые для всей “сети” правила принятия для продажи и пользования программного продукта, а также иные “правила игры”. Отступление от этих правил может повлечь исключение из “сети”.

 

2) Создаются органы экспертизы программного продукта (отечественного), которые оценивают его с коммерческой точки зрения (точки зрения перспектив в рамках технологии “сети”). Эта оценка формирует собственность через появление ее цены и закрепление этой цены документально.

 

3) Формируется система параллельных “сетей” торговли программным продуктом: социальная, информационная, транспортная и т.д. Эти “сети” институциализируются (например, в рамках устава ассоциации торговцев программным продуктом). Теперь всякий центр (фирма), желающий, войти в “сеть” обязан удовлетворить целой системе условий для вхождения в паралельные “сети”. В целом существование “сети” формирует право “сети”, основанное не на законах, а на представлении о должном организационном обеспечении.

 

Октябрь 1991 г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ПОСЛЕДСТВИЯ СОВЕЩАНИЯ В АБРАУ-ДЮРСО И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 

Приложение к рефлексивному отчету является попыткой осветить проектирование программного дома в нашей стране с учетом как внешних событий происшедших за полгода после написания отчета о совещании в Абрау-Дюрсо, так и развитие взглядов автора, пытающегося включить размышления о программном доме в контекст размышлений о судьбе нового российского предпринимательства.

 

Внутренним основанием, заставившим автора дополнить отчет, является разочарование в разного рода технологиях запуска предпринимательства в нашей стране. Большинство таких технологий нереально не в силу своей неправильности. Они были бы очень эффективны, если бы кто-либо имел мужество их реализовать.

 

Нереальность проектов заключается в том, что они не способны сами по себе овладеть людьми, делать их субъектами предпринимательства. Предприниматель, не способный брать на себя бремя предпринимательства, как хамелеон меняет окраску, становясь либо коммерсантом, либо организатором, либо еще бог знает кем, но только не предпринимателем. Что и происходит с авторами проектов программного дома и другими авторами других предпринимательских проектов.

 

Дух предпринимательства и право

 

Мировая (в частности, западная) история становления и развития предпринимательства показывает, что в основе предпринимательства лежит определенный стереотип сознания. В общих чертах он сводится к следующему:

 

1) Предприниматель несет бремя предпринимательства не за страх, а за совесть, предпринимательство обеспечивает ему ощущение полноты жизни (как карточный игрок, предприниматель играет из любви к искусству, при этом, конечно, стараясь выиграть в этой игре, а не сменить ее на другую);

 

2) осознание необходимости нести бремя постепенно очищается от религиозной и обыденной одежды и становится системой правовых принципов, регулирующих прежде всего взаимоотношения предпринимателя с самим собой (со своей совестью), а потом уже и с другими субъектами;

 

3) система правовых принципов, на которых основано предпринимательство, не носит формально-логический характер: принципы закрепляют идею предпринимательства (его сверхзадачу); именно эта идея и движет предпринимателем, заставляет его нести свое бремя.

 

В случае совещания в Абрау-Дюрсо идея предпринимательства в области производства и сбыта программного продукта осталась за рамками предпринимательских проектов, хотя и обсуждалась в процессе проектирования. Попробуем восстановить в рефлексии это обсуждение.

 

Сверхзадача программного дома

 

Большинство участников совещания в Абрау-Дюрсо в прошлом так или иначе были связаны с изготовлением или интеллектуальным пользованием программами. Именно это обстоятельство, как правило, повлияло на выбор сферы бизнеса (торговля программным продуктом), в которой они работают. Говоря о том, что их привлекает в программном продукте, они называют следующие мотивы:

1) изготовление программ и пользование программным продуктом - это искусство, развивающее интеллект и творческие способности создателя и пользователя;

2) если заниматься производством и сбятом программного продукта, то будешь иметь хорошую (т.е. интеллектуальную и творческую) клиентуру, с которой приятно работать;

3) развитие производства и сбыта программ полезно для развития всей экономики и предпринимательства в нашей стране, т.к. данная отрасль производства относится к числу стимулирующих рост производства.

 

Оказывается, что сам выбор сферы предпринимательства включает в себя не столько прагматические, сколько эстетические и этические моменты. Предприниматель хочет работать красиво и с красиво работающими людьми, а также желает пользы для отечества (развивая сферу бизнеса, где надо работать красиво).

 

Почему же эти мотивы не движут предпринимателями? Дело в том, что при постановке конкретных задач и разработке технологий работы данные мотивы подменяются другими. Красота работы подменяется прибыльностью. Специфическая клиентура - просто клиентурой, которая платит. Польза для отечества - устойчивостью в мире бизнеса (стабильностью).

 

Следом меняется позиция автора проекта, ему уже все равно, чем заниматься, т.к. заработать можно на чем угодно. Не надо искать таких партнеров и такие организационные формы, чтобы создавать свой продукт, можно торговать любым. Проективные задачи оказываются пустым звуком, так как не включают в себя сверхзадачу, задающую difererziu spezifiku программного продукта.

 

Производство программного продукта как ценностная технология

 

Здесь автору приходится выйти за пределы круга вопросов, обсуждавшихся в Абрау-Дюрсо, и изменить свою точку зрения на производство программного продукта в нашей стране.

 

Что представляет из себя сегодня серьезная технология, способная производить продукт, выдерживающий конкуренцию на рынке? Качество такой технологии можно выразить одним словом: “экологичность”. Что имеется в виду? Технология как система операций в процессе производства (включая сбыт), должна соответствовать представлению производителей о той среде, где они могут самореализоваться. Производитель должен быть удовлетворен чувственно и интеллектуально, а не только зарабатьвать. Производство, становясь желанным общением с коллегами и продуктом, должно вторгаться в жизнь индивида, становясь необходимым как еда и сон, овладевать им.

 

В случае с производством программного продукта такой вариант возможен, если предприниматель растет одновременно и как производитель, и как пользователь программного продукта. Если субъект, ступивший на путь бизнеса, не только не забросил интеллектуальные игры с компьютером, но и сумел использовать их как главный элемент технологии, обеспечивающей рост эффективности производства и сбыта программного продукта. Организационное обеспечение экологичности производства программного продукта возможно в следующем виде:

1) каждое конкретное предприятие, входящее в “сеть”, занимается не только торговлей программами и обслуживанием покупателей, но и созданием программ и образованием программистов;

2) общей стратегией работы сети становится прежде всего повышение интеллектуального потенциала сети; предприятия должны стараться получать прибыль за повышения интеллектуального уровня обслуживания покупателя, а не только за счет хорошо поставленной торговли.

 

Здесь дан лишь самый общий план ценностной ориентации “сети” производителей программного продукта. Детали может разработать только сам предприниматель, если его заинтересует данная идея.

 

Производство программного продукта как фактор сохранения и развития национальной культуры

 

Производство программного продукта, основанное на ценностной технологии, может стать фактором сохранения и развития национальной культуры по следующим основаниям:

1) развитие производства программного продукта - один из основных факторов, стимулирующих рост производства и предпринимательства в любой стране;

2) в этой области Россия имеет серьезный задел, одну из самых сильных школ программистов в мире;

3) развивая производство программного продукта, предприниматель выращивает в национальной культуре способ перевода интеллектуального труда в производство и бизнес;

4) русская культура сохраняет свою самобытность, превращаясь в культуру современную, основанную на технике (функциональном, а не индивидуальном вхождении человека в мир).

 

Таким образом, культурное значение производства программного продукта в России трудно переоценить. Предпринимательство в этой сфере приобретает характерный для русской культуры миссионерский смысл. Оно - есть наше спасение.

 

Апрель 1992

 

Hosted by uCoz